Nachrichten

04. 12. 2017
Россияне об экологической ситуации в стране
ФОМ предоставил данные исследования об отношении россиян к экологической ситуации в стране
01. 12. 2017
Омниканальный маркетинг
Преимущества омниканальной системы и её отличие от мультиканальной
29. 11. 2017
Проблемы материнства в России
ВЦИОМ представил результаты исследования, приуроченного ко Дню матери в России
27. 11. 2017
Довольны ли россияне своей работой
Исследование учёных НИУ ВШЭ, как отличается удовлетворённость работой мужчин и женщин в России
24. 11. 2017
«Извлекая мнения из сети Интернет»
Могут ли методы анализа текстов заменить опросы общественного мнения?
22. 11. 2017
Оценка россиянами существующей системы здравоохранения
ВЦИОМ представил данные исследования оценки россиянами системы здравоохранения и медуслуг

20. 11. 2017

Отношение населения к бизнесу

Учёные из Института социологии РАН Полина Козырева и Александр Козырев провели исследование «Население и бизнес: дефицит доверия, его причины и последствия». Выяснилось, что россияне мало доверяют бизнесу из-за поведения самих коммерсантов и негативного отношения к рыночной экономике в целом. Такое отношение населения к бизнесу снижает  предпринимательскую активность и усиливает конфликты между богатыми и бедными.

Россияне, безусловно, осознают, как важен бизнес, но это не влияет на их личное отношение к нему. В прошлом году более 40% граждан критично относились к предпринимательской деятельности, потому что, по их мнению, она не приносит достаточной пользы. Крупный бизнес ассоциируется у населения с доходами немногих от продаж народных природных ресурсов, потому к нему отношение заметно хуже, чем к среднему или малому. Однако уровень доверия к крупным компаниям в целом выше: в конце 2015-го им доверяло более 35% населения, среднему и малому – 24%.

Около 40% россиян уверены, что невозможно достичь взаимопонимания между бедными и богатыми. Ответственными же за это неравенство считаются бизнесмены, потому что, по мнению граждан, они наживают своё богатство нечестным путём и это многих раздражает. При этом, люди не замечают помощи предпринимателей в решениях общественных проблем.

Кроме того, значительная часть населения доверяет плановой экономике, а значит, негативно относится к рыночной, и ко всему, что с ней связано. Интересно, что в кризис количество сторонников советского типа экономики увеличивается. Так, в 2012 году госпланированию в экономике отдали своё предпочтение 49% россиян, в начале 2016-го — уже 52%. Доля же приверженцев рыночной экономики сократилась на с 36% до 26% за тот же период. Учёные отмечают, что когда граждане не довольны своим материальным положением и жизнью в целом, они больше они ностальгируют по советскому прошлому и меньше доверяют бизнесу.

Именно недоверие со стороны населения является одной из главных причин того, что в России редко принимают решение открыть свой бизнес. Подобные попытки совершал лишь один человек из десяти, а сделать предприятие успешным удавалось меньше, чем половине из них. Сами руководители частных фирм отмечают большое недоверие к себе со стороны собственных сотрудников.

Большинство россиян уверены, что государство само должно устанавливать цены на продукты питания, оказывать медицинские услуги и «обеспечивать работой, строить дороги, школы, детские сады, поликлиники и выполнять другие функции, затрагивающие интересы граждан». Около 40% населения не доверят  бизнесу даже организацию вывоза мусора. Лишь 1-3% россиян готовы признать приоритет частных компаний в некоторых сферах деятельности.

Несмотря на всё, с 2006 по 2015 год отношение к предпринимательству всё же изменилось в лучшую сторону: доля доверяющих среднему и малому бизнесу увеличилась с 18,3% до 23,9%.